ПМСМ, "конец истории" малосимпатичен не только в виде прусской монархии, но и в виде либеральной демократии, как у Кожева-Фукуямы (и, де-факто, у Поппера, хотя он и разработывал интересный подход — "социальную инженерию"). Все эти априорные утверждения, что все остальные виды правления "еще хуже", как раз и есть претензия на "конец истории".
А в диалектике как таковой я не вижу демагогии в принципе. (Конечно, у Гегеля, как "официального философа", демагогия может иметь место. Она имеет место и у Поппера.) Возьмем пример. Мама пришла с работы, хочет покоя и тишины. Дочка-подросток хочет побеситься и послушать (громкую) музыку. Налицо противоречие: требования тишины и громкой музыки (в одной квартире в одно и то же время) противоречат друг другу. Можно просто требовать от них компромисса и толерантности. Но тут появляешься ты, весь в белом, и изобретаешь наушники (и тут же их вручаешь, для элемента сказочности): внутри громко, снаружи тишина. И мама, и дочка довольны. Обрати внимание, в конце истории противоречия уже нет. Но не потому, что мы исправили некую логическую ошибку, а потому что нашли (изобрели) реальный предмет, устраняющий противоречие. Это и есть диалектика (слишком просто, конечно).
Короче, и волки сыты, и овцы целы. :) Мне кажется, тебе, как (смутно помню) противнику видения во всем игр с нулевой суммой, должно нравится.
no subject
Date: 2016-01-19 12:49 pm (UTC)Все эти априорные утверждения, что все остальные виды правления "еще хуже", как раз и есть претензия на "конец истории".
А в диалектике как таковой я не вижу демагогии в принципе. (Конечно, у Гегеля, как "официального философа", демагогия может иметь место. Она имеет место и у Поппера.)
Возьмем пример. Мама пришла с работы, хочет покоя и тишины. Дочка-подросток хочет побеситься и послушать (громкую) музыку. Налицо противоречие: требования тишины и громкой музыки (в одной квартире в одно и то же время) противоречат друг другу.
Можно просто требовать от них компромисса и толерантности.
Но тут появляешься ты, весь в белом, и изобретаешь наушники (и тут же их вручаешь, для элемента сказочности): внутри громко, снаружи тишина. И мама, и дочка довольны.
Обрати внимание, в конце истории противоречия уже нет. Но не потому, что мы исправили некую логическую ошибку, а потому что нашли (изобрели) реальный предмет, устраняющий противоречие.
Это и есть диалектика (слишком просто, конечно).
Короче, и волки сыты, и овцы целы. :)
Мне кажется, тебе, как (смутно помню) противнику видения во всем игр с нулевой суммой, должно нравится.